Слово “правила” не зря взято в кавычки. На самом деле это не правила, а договорённости (сеттинг), которых стоит придерживаться, если мы хотим, чтобы психотерапия проходила эффективно и достаточно комфортно.
На первой встрече я предлагаю обсудить эти договорённости и либо принять их, либо видоизменить, если вам какие-то моменты не подходят. Главное, чтобы у нас было единое представление о том, как будет строиться наша с вами работа.
Итак, я предлагаю следующие договорённости:
А теперь давайте расскажу подробнее о каждом пункте.
Говорить, что приходит на ум.
Это называется свободные ассоциации - вы говорите о том, о чём вам хочется говорить именно сегодня. О том, какой запрос выходит сегодня на первый план, как прошёл день, что снилось, рады ли вы нашей встрече и т.д.
Со стороны может показаться, что это хаотичный набор информации, который не приближает к решению проблемы, с которой вы обратились. Но на самом деле именно в этом хаосе будет скрываться ответ, как вам помочь. Потому что будут прослеживаться взаимосвязи вашего настроения с темами, которые вы выбираете обсудить, как вы между ними переключаетесь, на что обращаете внимание, в каких ситуациях испытываете схожие эмоции и сложности и т.д.
Это похоже на собирание пазла, на котором изображена карта местности. Чем больше кусочков пазлов (ваших рассказов), тем лучше вырисовывается общая картина и угадываются закономерности, благодаря которым можно заполнить белые пятна. И тем яснее становится видно, куда можно прийти и как это сделать.
При этом за вами всегда сохраняется право не говорить о том, о чём вы не хотите говорить.
Выбрать определённые дни и время встреч.
У этого пункта есть 2 терапевтических эффекта:
В нашей жизни может происходить множество изменений, который при определённой концентрации и силе каждого изменения провоцируют тревогу. И тогда важно организовать в своей жизни что-то постоянное, что просто своим существованием и константностью будет успокаивать. И определённые дни и время встреч, как бы просто это ни звучало, являются такой константой. В какой-то момент вы можете заметить, что в стрессовых ситуациях появляется примерно такая мысль: “Что бы ни произошло, у меня всегда есть встреча с психологом по понедельникам и четвергам в 19:00, где всё время и внимание принадлежит мне, и мы обсудим всё, что меня беспокоит.”
Бывает, что есть что-то, о чём мы не говорим. По разным причинам - об этом слишком сложно сказать, это ещё не осознаётся, кажется, что об этом не нужно говорить и т.д. И тогда такие невысказанные моменты начнут проявляться в нашем невербальном общении. Например, вы можете начать приходить на встречу на минутку попозже или пораньше. Или участятся ситуации, когда встречи переносятся или отменяются. Это тоже будет нашим с вами способом общаться. Вы будете так показывать, что у нас что-то происходит. Что-то значимое, о чём мы не говорим. И тогда мы сможем обратить на это внимание и поисследовать, что же происходит, и как с этим быть. Но такой способ невербального общения можно заметить только если обычно у нас с вами фиксированные дни и время встреч. Если же они в целом часто меняются, то увидеть такие микродвижения будет гораздо сложнее.
Поэтому я считаю определённые дни и время встреч очень важной договорённостью. Но бывает по-разному: например, вы работаете в графике, который не даёт возможности выбрать статичные дни. И тогда мы с вами можем договориться о другом, удобном для нас обоих, формате.
Проводить встречи в течение 50 минут.
Это такая длительность встречи, при которой мы успеваем и немного привыкнуть друг к другу в первых минутах, и наметить “кусочки пазла”, о которых вам хотелось бы сегодня поговорить, и обсудить их и прийти к каким-то гипотезам.
Более короткие встречи вынудят нас спешить, что создаёт лишнюю тревогу.
Более длительные - могут сделать встречу более утомительной (ведь мы с вами занимаемся умственным и эмоциональным трудом, а это весьма энергозатратное дело), но не более эффективной. Потому что может увеличиваться этап привыкания, ведь сопротивление терапии будет нашим верным и вечным спутником. А ограниченность времени стимулирует не слишком затягивать с началом разговора о том, что для вас важно.
Но времени действительно может не хватать, и тогда мы можем обсудить возможность более частых встреч.
Соблюдать конфиденциальность.
Надеюсь порадовать вас новостью о том, что этот пункт относится только ко мне. Я не против, если вам захочется обсудить с кем-то, что и как происходило на наших встречах. Но то, что рассказываете мне вы - конфиденциально.
Это значит, что я ни с кем ни при каких обстоятельствах не обсуждаю то, о чём мы с вами говорили, за исключением супервизий. Для психоаналитического подхода это необходимая и, на мой взгляд, очень эффективная практика.
У меня есть 2 супервизора, с которыми я регулярно обсуждаю свою работу с клиентами. Это мои старшие коллеги, которые имеют сертификацию супервизоров ЕКПП и делятся со мной идеями о том, как я могу помогать вам ещё лучше.
При обсуждении работы с супервизорами я не называю имён и не описываю внешность, чтобы вашу личность сложно было идентифицировать. Сами супервизоры также соблюдают конфиденциальность и наши разговоры никому не передают.
Но если вас наличие супервизий всё же смущает, мы можем договориться, что нашу с вами работу я супервизировать не буду.
Теперь вы знакомы с половиной договорённостей, о которых я хотела вам рассказать. Вторая половина описана в следующей статье.
+7 981 827 66 89
ekaterina.se.baranova@gmail.com